И что делать если звонят должнику, знакомым, родственникам и работодателю?
Пожалуй, сперва, стоит определиться с терминами
В традиционном понимании коллектор — это сотрудник специализированной организации, которая занимается возвратом просроченной денежной задолженности граждан (далее – коллекторская организация).
“Коллекторская организация совершает действия, направленные на возврат просроченной задолженности гражданина, возникшей из денежных обязательств (ч. 1 ст. 1 Закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).”
Действия банков, по возврату просроченной задолженности, также подпадает под этот закон, поэтому все лица, которые занимаются возвратом просроченной задолженности во внесудебном порядке мы будем называть коллекторы.

Как правильно общаться
Если это телефонные переговоры – не забудьте попросить представителя банка представиться. Если это личная встреча – тем более. А также попросить показать доверенность, документы удостоверяющие личность.
При этом коллектор обязан это сделать самостоятельно согласно (ч. 4 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).
Естественно, перед началом диалога желательно поставить диктофон на запись.
Зачем это все нужно? Вы же хотите потом доказать, что коллектор действовал неправомерно? Так вот, что бы что-то предъявить без необходимости проводить экспертизу аудиозаписи на предмет того, с кем вы разговариваете – лучше что бы он представился под запись. Потом уже их будет задача доказать, что этот персонаж к организации не имеет никакого отношения.
Отметим, что операторы связи, оказывающие, в частности, услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования, услуги внутризоновой телефонной связи, местной телефонной связи, обязаны хранить голосовую информацию и текстовые сообщения в полном объеме в течение шести месяцев с даты окончания их приема, передачи, доставки или обработки (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 445).

Поэтому можно запросить детализацию с записью у оператора.
Какие права есть у коллекторов
Надо понимать, что коллектор, это не судебный пристав и не сотрудник полиции. Они не могут применять к должнику меры принуждения. Суть их заключается в убеждении вас выплатить долг. Судебные приставы-исполнители могут изъять имущество, наложить на него арест, выселить из жилого помещения и т.п. (ст. 5, ч. 1, 3 ст. 68 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). Коллекторы такими правами не обладают.
Какой вывод из этого можно сделать?
Вы просто можете положить трубку, пройти мимо коллектора, вообще не отвечать им. И вам ничего за это не будет. Совсем.
Также можно просто сменить сим-карту. Обычно это самый дешевый и эффективный метод как сделать так, что бы коллекторы вам больше не звонили. Не благодарите.
На этом в прицепе можно бы заканчивать, но давайте пройдемся по нюансам.
Должник вправе отказаться от взаимодействия с кредиторами, написав им заявление по утвержденной форме ФССП. Может отказаться как должник, так и 3 лица. Но нюанс в том, что должник может отказаться спустя 4 месяца с момента возникновения просрочек.
Что касается звонков 3 лицам, то в договорах обычно указывают согласие на передачу информации 3 лицам, а также контакты этих 3 лиц. Однако, эти 3 лица вправе выразить несогласие в письменной форме на передачу своих данных. Таким образом, если банки и коллекторы предложат звонить, то на них может быть наложен штраф. Вы же знаете, что все общение желательно проводить только в письменном виде? Суды ой как не любят любые другие доказательства.
Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации (п. 1 ч. 3, п. 1 ч. 5 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).

Также ограничивается частота взаимодействия коллекторов с должником: личные встречи допустимы не более одного раза в неделю; телефонные переговоры – один раз в сутки, два раза в неделю, восемь раз в месяц; телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – два раза в сутки, четыре раза в неделю, шестнадцать раз в месяц. При этом коллекторская организация должна обеспечить аудиозапись всех переговоров с вами, а также запись сообщений по сетям электросвязи (п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 7, п. п. 3, 4 ст. 17 Закона N 230-ФЗ).
Что это даст вам на практике?
Ну, вы можете считать звонки и если их будет больше положенного – подать жалобу приставам и/или в суд на взыскание морального вреда.
Также категорически запрещено звонить работодателю. Если звонки продолжаются, вы можете написать жалобу в ФССП. Указываются фактические обстоятельства и прилагаются доказательства. Доказательствами может быть аудиозапись разговора, распечатка звоночков, запись с видеокамеры и тд.
Приставы могут привлечь их к административному штрафу.
Также вы можете обратиться в суд за взысканием морального вреда, если представители банка, или коллекторы допустили другие нарушения.
Крупным взыскателям обычно достаточно заявления об отказе от взаимодействия, а вот мелким бывает нет.
Ни при каких обстоятельствах не допускаются применение к должнику и иным лицам физической силы, угрозы убийством или причинения вреда здоровью; уничтожение или повреждение имущества; оказание психологического давления на должника и иных лиц; использование выражений и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц, и т.п. (ч. 2 ст. 6 Закона N 230-ФЗ).
Вы также вправе подать жалобу на действия коллекторов в ФССП и органы прокуратуры с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении закона. Поступление в ФССП сведений о нарушении коллекторской организацией требований к осуществлению коллекторской деятельности может послужить основанием для ее внеплановой проверки (ч. 1, 3 ст. 18 Закона N 230-ФЗ; ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 3, 54 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1004; ст. 21, п. п. 1, 1.1 ст. 22, п. 1 ст. 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).
При выявлении однократного грубого нарушения закона, повлекшего причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника и иных лиц, коллекторская организация может быть исключена из госреестра и лишится права осуществлять коллекторскую деятельность. Те же последствия возможны, если коллекторская организация неоднократно в течение года не выполняет предписания ФССП и нарушает требования законодательства о порядке осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 16, п. 2 ст. 19 Закона N 230-ФЗ).
Действия коллекторов можно также обжаловать в судебном порядке (ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
Если вы не являетесь заемщиком или поручителем, однако коллекторы беспокоят вас звонками, ввиду того что ваши персональные данные есть в базе агентства в качестве “поручителя” должника, сообщите им по телефону о вашей непричастности к долгу, а также направьте в адрес коллекторского агентства и кредитора письменное уведомление по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении (Разъяснение Управления Роспотребнадзора по г. Москве).
Итак, резюмируем.

- Чем регулируются данные отношения:
- ФЗ 230 “О коллекторской деятельности”.
- КоАП РФ, ст. 14.57 – штраф до 500 т.р.
2. Заявления и жалобы являются самым эффективным способом борьбы против коллекторов. Обычно, средний штраф составляет 30-40 тр.
Что точно не стоит делать:
- Не стоить верить тому, что они говорят. Именно так. Абсолютно ничему не стоит верить из их речи. Ничего хорошего они вам не скажут. Надо понимать, что их зарплата зависит от того, будете ли вы платить и как скоро. Где и каким образом вы возьмете деньги – их не интересует. Все сказанное ими в 99% случаев – ложь.
- Не нужно с ними вести диалоги. Их цель всегда содрать последние деньги.
Хотите решить все вопросы с долгами быстро и не доводить дело до взыскателей? Обращайтесь. Сейчас закон на вашей стороне. Мы профессионалы и быстро поможем вам начать решать проблемы с долгами.