Стоит отметить, что банкротство физического лица, как в прочем и юридического, начинается не с подачи заявления на банкротство в суд, а за долго до этого. Чем раньше начнет потенциальный банкрот готовиться – тем лучше для него и хуже для кредиторов.

Сбор документов на практике занимает от одного до двух месяцев в стандартных ситуациях. Сейчас, ввиду эпидемиологической обстановки (весна 2020г.), процедура затягивается, т.к. многие государственные органы не ведут личный прием. При сборе документов надо учитывать и хронологический порядок сбора документов, ввиду того, что многие документы срочные.

С момента подачи заявление на возбуждение процедуры банкротства физического лица до первого судебного заседания проходит в среднем один месяц. Срок зависит от загруженности суда. Определение о назначении судебного заседания выносится в течение пяти рабочих дней. Таким образом от начала сбора документов до первого заседания проходит в среднем 2 месяца.

Реструктуризация долгов длится 4 месяца, а на реализацию имущества, если оно есть в конкурсной массе, потребуется до полугода. Таким образом, минимальный срок процедуры банкротства физического лица составляет девять месяцев, но тут, как говорится, откуда считать.

Прежде чем начать процедуру настоятельно рекомендуем хотя бы проконсультироваться по возможным последствиям у юриста по банкротству. Ситуации у всех далеко не типовые и последствия могут быть абсолютно разные. Вплоть до уголовной ответственности за мошенничество или преднамеренное банкротство. Не говоря уже про ситуации когда можно потратить деньги, время и не добиться желаемого результата. Практика постоянно меняется и лучше консультироваться у специалиста. Благо, консультации у большинства фирм, занимающихся банкротством – бесплатные.

Пошаговый план:

1. Сбор документов. Типовой перечень документов приведен в ФЗ №127 – “ФЗ о банкротстве”:

  • Документы подтверждающие задолженность. К ним относятся: кредитные договоры, расписки, договоры займа.
  • Подтверждение неплатежеспособности: справка о доходах, выписки из банков по всем счетам
  • СРОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ. Выписка из ЕГРИП (заказывается в ФНС или на сайте ФНС), подтверждающая, что на момент обращения в суд, должник не является индивидуальным предпринимателем. Срок действия выписки – 5 дней.
  • Детальный список кредиторов с указанием всех известных данных кредиторов: ФИО, контакты, адреса, суммы задолженности по форме № 1 к приказу Минэкономразвития от 05 августа 2015 года № 530.
  • Реестр имущества, с указанием всех данных. Делается по форме № 2 к приказу Минэкономразвития России от 05 августа 2015 года № 530
  • Копии документов на право собственности на имущество (в том числе на интеллектуальные права).
  • Копии документов о сделках с недвижимым и движимом имуществом на сумму свыше 300 тысяч рублей за последние три года.
  • Выписка из реестра акционеров, если вы являетесь держателем акций.
  • Сведения о доходах и налогах за последние три года (2 ндфл, 3 ндфл).
  • Справки из банков по всем счетам об остатках и операциях за последние три года.
  • Копия СНИЛС, выписка из ПФР о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
  • Справка из службы занятости (постановление) о признание гражданина безработным, если он таковым является.
  • Копия свидетельства ИНН.
  • Свидетельства о заключении, расторжении барака (при наличии).
  • Копия брачного договора (при наличии).
  • Копия мирового соглашения о разделе имущества (при наличии).
  • Копии свидетельства о рождении детей (при наличии).
  • Иные документы, которые подтверждают обстоятельства на которые вы ссылаетесь.

При этом, самый главный нюанс в том, что все те же самые документы, будет запрашивать и арбитражный управляющий, но делать он это будет уже после назначения на ваше дело.

Подготовить все документы необходимо по сделкам за трехлетний период. Три года исчисляются с момента подачи заявления на банкротство.

2. Оплата пошлин и расходов при банкротстве физического лица.

  • Госпошлина. Платится при подаче заявления и составляет 300 рублей.
  • Вознаграждение арбитражному управляющему. Согласно ФЗ № 127 “О банкротстве” – 25000 рублей оплачивается единовременно за проведение каждой процедуры. Оплачивается при подаче заявления.
  • Публикация сведений о начале процедуры банкротства в ЕФРСБ. За каждую публикацию оплата 430 рублей.

Нюансы: подавляющее большинство арбитражных управляющих откажется работать за номинальную сумму вознаграждения установленную законодателем в 25000 рублей, так как это даже не покрывает расходы во многих случаях. Так, например, что бы разослать запросы во все инстанции по имуществу должника требуется не менее 3-4 тысяч рублей. Те, кто все же согласится – мы бы обращаться не советовали. Если они берутся работать за эти деньги, либо они перегружены работой, либо не квалифицированы. Первое приведёт к затяжкам процедуры и отсутствию контроля, второе и вовсе к непредсказуемым последствиям. Более того, согласно законодательству арбитражный управляющий – лицо независимое и не имеет право брать от вас денежные средства. Денежные средства, установленные законом в 25000 рублей – вы оплачиваете на депозит суда, которые будут перечислены управляющему за его работу. Все что сверху – он брать не может, так как является незаинтересованным лицом.

Ставя на весы вопрос стоит ли идти в процедуру банкротства следует понимать, что на практике редко когда сумма расходов получается меньше 100-150 тысяч рублей. Поэтому инициировать процедуру стоит при сумме долга от 300 тысяч рублей. При отсутствии же денежных средств на услуги арбитражного управляющего или возмещения судебных расходов в момент когда банкротство уже запущено – суд может прекратить процедуру. Следовательно, необходимо взвешивать все “За” и “Против” заранее.

3. Подача заявления на банкротство

Рассмотрением дел о банкротстве занимается исключительно Арбитражный суд. В каждом регионе РФ располагается один Арбитражный суд, который находится в столице этого региона.

Именно в Арбитражный суд необходимо подавать заявление о признании физического лица банкротом.

В заявлении в суд указывается следующая информация:

  • список кредиторов с указанием долга по каждому кредитору;
  • семейное положение, иждивенцы;
  • список имущества в собственности;
  • выписки по счетам и вкладам;
  • величина дохода на момент подачи заявления;
  • сделки за последние три года с имуществом;
  • ФИО финансового управляющего и название СРО, участник которого совершенно независим и должен быть утвержден судом и самой СРО;
  • обстоятельства, объясняющие причины неплатежеспособности физического лица.

Пошлины:

  • 300 р. за подачу заявления;
  • 25 тысяч рублей на депозит арбитражного суда;
  • Квитанция об уведомлении всех кредиторов (письмо с копией заявления отправляется Почтой России с объявленной ценностью и описью вложения). Каждое письмо сейчас стоит от 250р.
  • Публикация в ЕФРСБ – 430р.

Заявление подается тремя способами:

  1. Личная подача через канцелярию суда.
  2. Почтой России с описью вложения.
  3. С помощью сервиса Мой арбитр. Там необходимо зарегистрироваться через портал Госуслуг, таким образом вам будет привязана простая электронно-цифровая подпись, этого хватит для подачи документов, как будто вы принесли их лично через канцелярию суда.

Суд обязан рассмотреть поступившее заявление в течение пяти рабочих дней и вынести определение об его принятии к производству либо оставлении без движения, либо возврате его заявителю.

4. Назначение финансового управляющего

Вообще, согласно законодательству финансовый управляющий – это специалист в сфере антикризисного управления, обладающий специальным образованием, который обязан соблюдать баланс между должниками и кредиторами.

Где его найти и как не потерять? Это хороший вопрос, на который вам сможет ответить только юрист, специализирующийся на банкротстве. Но вы можете искать его, конечно, на просторах интернета, но не забывайте, что финансовый управляющий – лицо независимое и не может действовать только в ваших интересах и брать от вас денежные средства. Другое дело, если ваши интересы будет представлять юрист, который уже будет общаться с управляющим. Уверен, они найдут общий язык. А так, конечно, есть реестр управляющих которые вступили в СРО. Можно его посмотреть ЗДЕСЬ. Уверен, парочка из них вам точно будет симпатична.

Стоит ли говорить, что к выбору финансового управляющего стоит подходить максимально ответственно, т.к. он будет максимально пристально рассматривать все ваши сделки и копаться в другом “грязном белье”?

Также, негативные последствия выбора неправильного управляющего могут быть следующими:

  • затягивание сроков;
  • привлечение к делу имущества, которое выбыло из собственности должника, привлечения имущества супругов;
  • установление признаков преднамеренного/фиктивного банкротства;
  • выход из процедуры без объяснения причин (да, такое право у управляющего есть).

5. Завершение процедуры банкротства физического лица

Реструктуризация долга

Главные особенности реструктуризации долга при банкротстве физического лица отличаются от реструктуризации которую обычно проводят банки:

  • не требуется договариваться с каждым кредитором по отдельности
  • задолженность фиксируется и перестают начисляться штрафы и неустойки;
  • предоставляется три года на погашение долгов согласно установленному графику.

Стадии реструктуризации:

  • Инициация процедуры реструктуризации. Фиксируется долг, прекращаются обращения кредиторов, коллекторов. До утверждения графика платежей прекращаются какие-либо выплаты по кредитам. Запрещены сделки свыше 50 т.р.;
  • Разрабатывается график выплат. Срок графика – 3 года. Основное требование – размер выплат по долгам должен быть равен величине дохода за вычетом прожиточного минимума и расходов на иждивенцев;
  • Согласование графика собранием кредиторов.
  • Утверждение графику судом.

В случае, если с момента начала процедуры банкротства график в течение двух с половиной месяцев не предоставлен в суд – вводится процедура реализации имущества.

Последствия реструктуризации:

  • у должника отсутствует статус банкрота;
  • следующая процедура реструктуризации может быть реализована не раньше чем через 8 лет;
  • следующие 5 лет необходимо уведомлять кредитные организации о прохождении процедуры реструктуризации при получении кредитов.

Главный плюс реструктуризации: отсутствия запрета на выезд и организацию бизнеса.

Продолжение читайте во второй части.